Двигательная активность как условие сохранения здоровья
Движение – это жизнь…
Двигательная активность – это сумма движений, выполняемых человеком в
процессе жизнедеятельности.
Если проследить историческое развитие человечества, то можно увидеть как с
появлением и развитием техники, сокращается двигательная активность человека.
Особенно подвержены гиподинамии (недостатку двигательной активности) люди
некоторых профессий (бухгалтеры, операторы, программисты и др.), а также школьники и
студенты.
Ученым давно известно, тесная связь между двигательными функциями человека и
работой его внутренних органов. В период роста и развития человека движение
стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и
дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в
приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая
подвижность подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг,
способствуя развитию умственной деятельности.
При этом исследования свидетельствуют, что около 80% дневного времени
ученики школ находятся в статическом сидячем положении.
Двигательная активность подразделяется на организованную и неорганизованную.
Организованная двигательная активность – это сумма специально выбираемых
и направленно влияющих на организм физических упражнений и двигательных
мероприятий. Сюда относятся: физические упражнения на уроках физкультуры, на
занятиях в спортивных секциях и т.д.
Неорганизованная двигательная активность – это сумма всех самопроизвольно
осуществляемых человеком движений (при обычной жизнедеятельности).
Как правило, доля организованной двигательной активности в режиме дня
школьника очень невелика (несколько уроков физкультуры в неделю). Да и уровень
неорганизованной активности невысок. В школе не приветствуются шумные подвижные
игры, в лучшем случае, школьники передвигаются в перемены по классу.
После такого малоактивного дня наступает вечер – время подготовки домашнего
задания. Получается, что и вечер школьник проводит все в той же статичной сидячей
позе. Даже кратковременный отдых большинство детей проводят за компьютером,
чтением или сидя перед телевизором.
Отсюда, целый комплекс проблем со здоровьем
Таким образом, гиподинамия приводит к существенному ухудшению здоровья –быстрой утомляемости, снижению памяти и внимания, ухудшению работы сердечнососудистой и дыхательной систем, искривлению осанки и развитию болезней позвоночника.
- Здоровый образ жизни школьника
Осознавая важность поддержания здоровья школьника, необходимо планировать
как режим дня, так и режим его дополнительных занятий в соответствии с принципами
здорового образа жизни.
Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимается образ жизни, направленный на
сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в
целом.
Режим дня школьника должен включать следующие обязательные формы
двигательной активности:
утренняя зарядка;
занятия физкультурой школе;
дополнительные занятия в спортивных секциях;
активные игры во время отдыха.
Утренняя зарядка
Учеными уже давно доказано, что в школьном возрасте у человека еще не до конца
сформирован скелет, поэтому упражнения имеют огромное значение для здоровья. К
преимуществам утренней зарядки можно отнести:
1) быстрое пробуждение, значительное увеличение продуктивности школьного
дня;
2) укрепление иммунитета, сокращение количества простуд и прочих болезней;
3) улучшение кровообращения, благодаря чему запускаются все системы
организма. Это придает бодрости и собранности;
4) домашняя гимнастика закаляет человека. Он становится более активным, готов к
любым стрессовым ситуациям;
5) ежедневная зарядка дисциплинирует, что очень пригодится во взрослой жизни.
Занятия физкультурой в школе
Уроки физкультуры относятся к организованной двигательной активности. Это
значит, что физическая нагрузка тщательно рассчитана с учетом возраста, пола и
состояния здоровья школьника. Кроме того, есть специальная программа занятий, куда
включены и различные физические упражнения (подтягивания, отжимания, бег и др.), и
спортивные игры (баскетбол, волейбол и др.).
Уроки физкультуры проходят в специально оборудованных местах – в спортивных
залах и на стадионах. Это расширяет возможности, снижает риски получения травм.
Дополнительные занятия в спортивных секциях
Помимо уроков физкультуры в школе, школьнику желательно посещать
спортивные секции, а также кружки, занятия в которых предполагают двигательную
активность.